Саратов – Сталинградскому фронту

Саратов – Сталинградскому фронту

Летом 1942 года в донских и приволжских степях разгорелась одна из величайших битв Второй мировой войны – битва за Сталинград. На отдельных ее этапах в боевых действиях с обеих сторон одновременно участвовало свыше двух миллионов человек, две тысячи танков, до 25 тысяч орудий и минометов, более 2300 самолетов.

Саратов и Саратовская область стали важным стратегическим резервом по снабжению вооружением, продовольствием и людскими ресурсами сражающегося фронтового города на Волге. 9 сентября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Саратовской области было введено военное положение. Большинство предприятий Саратова и городов области переключились на выполнение военных заказов для сталинградского фронта. В состоянии полной боевой готовности находились воины гарнизона, отряды народного ополчения, команды местной противовоздушной обороны. Летчики и зенитчики успешно отбивали налеты вражеской авиации.

23 августа 1942 года немецкая авиация начала массированные удары по Сталинграду, продолжавшиеся более суток, на город были сброшены десятки тысяч бомб. Так как многие заводы в Сталинграде были уничтожены, на саратовскую промышленность была возложена дополнительная нагрузка по производству военной продукции, саратовцы выполняли сверхплановые заказы для Сталинградского и Донского фронтов по изготовлению комплектующих для ремонта боевых машин, танков и другой военной техники. Создавались ремонтные базы, которые обеспечивали ремонт боевых машин бронетанковых войск юго-западного фронта. Судоремонтный завод выполнял заказы по производству деталей для ремонта средних танков, производил реставрацию старых деталей.

Рабочие оборонных предприятий трудились по 12-14 часов в сутки, часто без выходных, работники выступали с трудовыми инициативами, жили под девизом «Все для фронта, все для Сталинграда». Работницы моторемонтного завода обратились ко всем рабочим и работницам Саратовской области с призывом открывать лицевые счета «В помощь защитникам Сталинграда». Их обращение было опубликовано в областной газете «Коммунист» 31 декабря 1942 года. «Защита Сталинграда – дело всего народа. Сейчас нужно, чтобы каждый трудящийся мог лично отчитаться перед страной в том, что он сделал для защиты Волжской твердыни, сколько изделий он выпустил своими руками сверх плана для отправки во фронтовой город».

Саратовцы дружно поддержали призыв патриоток. Работница завода тяжелого машиностроения Подноскова за смену выполнила 5,5 нормы, которые пошли на ее лицевой счет. 20-летний наладчик моторемонтного завода Степанов изготовил за смену почти три тысячи деталей сверх нормы. Токарь авиационного завода Щербаков первым на заводе открыл лицевой счет, выполнив норму в 300%. Рабочий Саратовского завода «Трактородеталь» Иван Гурьянов, работая по лицевому счету, выполнял норму на 400 %, саратовский кузнец Исаак Срогович — на 500 %.

Возникло соревнование рабочих передовиков с войсковыми частями и бойцами. Так, токарь авиационного завода Плотников, выполнявший за смену 10 норм, соревновался со снайпером Сталинградского фронта Максимом Пассаром. К 25-й годовщине Октябрьской революции Пассар обязался иметь на лицевом счету 200 истребленных фашистов. Плотников, приняв вызов Пассара, обязался выполнять ежедневно не менее 12 норм. Своё слово гвардейцы фронта и тыла сдержали.

Комсомольцы саратовских предприятий были инициаторами создания фронтовых бригад и цехов. Каждый член такой бригады брал обязательство выполнять дневную норму не менее чем на 200 %, а сама бригада соревновалась с воинскими формированиями. В 1942 году на заводах и фабриках было более 400 таких бригад, а в 1944-м уже 1500 бригад, в которых насчитывалось до 17 тысяч человек.

Движение по открытию лицевых счетов, предполагавшее личную ответственность каждого рабочего за исход Сталинградского сражения, вскоре переросло в движение целых предприятий. В дни героических боев на Волге в Саратове не было предприятия, не выполнявшего план. Все заводы выполняли суточные задания до 345 %, непрерывным потоком с саратовских предприятий отправлялись на фронт боеприпасы, снаряжение, продовольствие.

Волжская рокада.jpg

Огромное значение в исходе сражения за Волгу имела железная дорога до Сталинграда (Волжская рокада) протяженностью 340 км, введенная в строй в августе-сентябре 1942 года. Работа строителей осложнялась частыми налётами вражеской авиации. Разрушенное дорожное полотно приходилось восстанавливать заново. В дни особо напряженных боев железнодорожники, стараясь обеспечить армию всем необходимым, организовали кольцевое движение поездов. Из Поворина Воронежской области по более надежной «старой» дороге в Сталинград шли груженые техникой и войсками эшелоны. А из Сталинграда по рокаде в сторону Петров Вала и Балашова уходили порожние составы. Таким образом, было доставлено 32 эшелона с танками. В общей сложности работники Рязано-Уральской и Юго-Восточной железных дорог обеспечили доставку в Сталинград более 300 тысяч вагонов с войсками и снаряжением.

В саратовских архивах сохранились записи о мужестве и бесстрашии саратовских железнодорожников. Вот лишь несколько примеров.

На эшелон с военным грузом, который вел в Сталинград машинист Кравчук, напали 9 вражеских бомбардировщиков. Кравчук умело маневрировал, доставил груз точно в срок.

Состав машиниста Редкозубова был атакован четырьмя вражескими самолетами. Несколько осколков повредили котел паровоза. Редкозубов не растерялся, сумел устранить повреждения и благополучно завершил свой рейс в Сталинград.

Не растерялась и кочегар Анна Гончарук, когда во время вражеского налета загорелся один из вагонов военного эшелона. Отважная женщина смогла отцепить от состава горящий вагон, предотвратив взрыв боеприпасов для Сталинградского фронта.

Не менее героически трудились на своих рабочих местах и работники депо. Особенно отличились работники Саратовского отделения. Мастер котельного цеха паровозного депо Цифров, выполняя ответственные задания по переоборудованию паровозов на жидкое топливо, в течение нескольких дней по 20-24 часа не выходил из цеха. Слесарь вагонного участка Семенов систематически перевыполнял норму выработки. В феврале и марте 1943 года он давал по 400-500% норм задания.

В связи с зимним наступлением советских войск 1942 – 1943 года резко возросли требования к работникам железнодорожного транспорта. Население области оказывало большую помощь работникам этого вида транспорта. В феврале 1943 года состоялся воскресник по разгрузке вагонов и очистке путей от снежных заносов, в котором участвовало около пяти тысяч человек. Заработок в сумме 16086 рублей был передан на строительство бронепоезда «Железнодорожник».

Бессменно трудились в дни Сталинградской битвы саратовские речники, круглые сутки непрерывным потоком шли воинские грузы через саратовский порт. На судоремонтном заводе переоборудовались суда, предназначенные для перевозки военных грузов и воинских подразделений, строились понтоны для волжской флотилии.

 речники.jpg

Значительную часть военной флотилии составили суда, приписанные к саратовскому порту: «Краснофлотец», «Громобой», «Саратовский ледокол», «Спартаковец», «5-я годовщина Октября», «Летчик Михеев», «Коллективизация», «Волжская коммуна» и другие. Многие саратовские речники непосредственно участвовали в героической обороне Сталинграда. По заминированной реке под налетами вражеской авиации совершал свои рейсы из Саратова в Сталинград экипаж волжского буксира «Землячка». А когда на улицах фронтового города завязались жестокие бои, это судно стало переправлять в Сталинград прибывающие с левого берега подкрепления. Команда несла по три вахты без сна и отдыха. Ночами приходилось вести буксир вслепую, так как маяки часто были потушены.

Экипаж пожарного судна «Самара» буксировал паромы с боевой техникой, боеприпасами, переправлял воинские части. Только в период подготовки наступления советских войск под Сталинградом «Самара» перевезла на правый берег до четырех тысяч полков нашей пехоты, сотни тонн боеприпасов, большое количество танков, артиллерийских орудий и другого вооружения. В одном из рейсов переправлявшую тяжелые танки и воинские части «Самару» атаковали 34 вражеских самолета. Бомбы рвались рядом с судном. И только большое самообладание и мастерство капитана и его команды помогло завершить этот рейс без потерь. За героизм и бесстрашие все 20 человек команды были награждены медалью «За оборону Сталинграда», капитан Овчинников – орденом Красной Звезды.

Автомобильное сообщение с осажденным Сталинградом из Саратова осуществлялось по Алтынной горе. По аналогии с Ленинградом ее называли «дорогой жизни». Но для многих саратовских воинов-автомобилистов эта дорога из-за постоянных вражеских авианалетов стала «дорогой смерти». В память о погибших на этой трассе установлен монумент воинам-автомобилистам.

1.png

Во время Сталинградской битвы в Саратове и области формировались воинские подразделения, принимавшие участие в сражениях на Волге. Одна из воинских частей, 212-я стрелковая дивизия, была сформирована в Вольске. Дивизия маршем дошла до Сталинграда и сходу вступила в бой. Домой вернулись немногие: дивизия понесла тяжёлые потери — погибло более 6 тысяч человек. Всего в Сталинградской битве принимали участие около 200 тысяч саратовцев.

Пятеро саратовцев за подвиги, совершенные во время Сталинградской битвы, были удостоены звания Героя Советского Союза. Это - лётчики Владимир Васильевич Землянский (1906-1942), Алексей Иванович Хользунов (1919-1943), Виктор Степанович Хальзов (1921-1985), командир взвода разведчиков Гаяз Галазкарович Ромаев (1921-1943) и бронебойщик Илья Макарович Каплунов (1918-1942).  На вершине Мамаева кургана установлено 37 гранитных плит с именами героев. На двух из них — имена саратовцев Ильи Каплунова и Владимира Землянского. Разведчик Гаяз Ромаев также похоронен в братской могиле на Мамаевом кургане.

Победа в битве на Волге далась огромной ценой: погибли на полях сражений, умерли в госпиталях от ран более миллиона воинов. Но именно Сталинградская битва определила исход Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Единство фронта и тыла оказалось той могучей силой, которая сломала хребет считавшейся непобедимой гитлеровской армии, отсюда, с берегов Волги, началось наступление на Берлин.

 Источники:

1.Итория Великой Отечественной войны, т.2

2.Юраго М. Всенародная помощь фронту, Саратов, 1944

3. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну, Саратов, 1972

4.Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны, Саратов, 1977

5.ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области»

6. Газета «Коммунист» от 4 октября 1942 года, от 1 декабря 1942 года, от 31 декабря 1942 года, от 1 января 1943 года, от 28 февраля 1946 года.