Культурная жизнь Саратова и области в годы Великой Отечественной войны (обзор)

Культурная жизнь Саратова и области в годы Великой Отечественной войны (обзор)

Великая Отечественная война внесла значительные коррективы в работу культурных учреждений города и области. Сотрудники уходили на фронт, часть помещений зрелищных учреждений передавалась гарнизону либо занималась под различные склады. Некоторые кинотеатры, сельские клубы, избы-читальни и Дворцы культуры закрылись. В Саратове, например, прекратили работу кинотеатры «Рот-фронт» и «Рабочий».

Серьезная перестройка произошла и в деятельности театральных коллективов. В начале войны ряд периферийных театров пришлось закрыть. Несколько трупп затем перешло на хозрасчет. Изменился и репертуар театров. Главной стала военно-патриотическая тема. На сцене Областного драматического театра имени Карла Маркса шли «Русские люди» Константина Симонова, «Фронт» Александра Корнейчука, «Сталинградцы» Юлия Чепурина. В театре оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского - «Иван Сусанин» Федора Глинки и «Князь Игорь» Римского-Корсакова.

 При городском отделе искусства была организована военно-шефская комиссия, которая шефствовала над воинскими частями и ранеными воинами, находившимися на излечении в госпиталях Саратова и области. Актеры стали частыми гостями в полковых и госпитальных клубах, не раз выезжали на фронт. Первой побывала в войсках Юго-Западного фронта в январе-феврале 1942 года смешанная бригада в составе 12 человек, которую возглавлял артист Областного драматического театра имени Карла Маркса Г. А. Слабиняк. Саратовские артисты пробыли здесь около двух месяцев, дав за это время более ста концертов. Концертная бригада под руководством И.М. Рудаева долгое время находилась на передовых позициях Сталинградского фронта, выступая перед бойцами 62-й, 64-й и 57-й армий. В ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» хранится документ, согласно которому театры города с начала войны до 1 ноября 1942 года дали в войсковых частях и учреждениях 82 спектакля.

Фронтовая бригада.jpeg

 Свой вклад в работу концертных бригад внесли и работники саратовской консерватории. Концертными бригадами для выездных выступлений руководили пианисты Б.К.Радугин и Н.М. Цыганова. Педагоги и студенты (вместе с артистами МХАТа, эвакуированного в Саратов) с ноября 1941 по февраль 1942 дали 160 шефских концертов. Одна из бригад дала на Ленинградском фронте 83 концерта.

Как и для всей страны, военные годы стали большим испытанием для саратовской консерватории. Но в то же время привнесли и плодотворные перемены в ее работу. Осенью 1941-го в Саратов были эвакуированы музыканты из Ленинграда, Белоруссии, Молдавии и Украины. Самой многочисленной оказалась группа педагогов и студентов Московской консерватории. Саратовская и Московская консерватории на два учебных сезона были объединены под общим названием «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», педагоги и студенты работали как единый организм. Примером творческого единения стало исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича объединенным студенческим симфоническим оркестром. Это было одно из первых в мире исполнений знакового для советской музыки великого произведения.

С началом войны резко изменилась жизнь и саратовских музеев. В первые месяцы Великой Отечественной работникам музеев необходимо было в соответствии с постановлением правительства организовать противовоздушную оборону своих зданий, срочно подготовить наиболее ценные коллекции фондовых собраний музеев прифронтовой полосы к эвакуации в тыл страны, обеспечить их сохранность в период эвакуации. В приказах и обращениях Наркомпроса РСФСР была представлена программа работы советских музеев в условиях войны, указывалось на важность перестройки экспозиционной, выставочной и массовой работы музеев, предлагалось обратить особое внимание «на усиление массовой работы вне стен музея».

Так, например, Радищевский музей за время войны провел 14 стационарных и 47 передвижных выставок. Большинство из них были посвящены военной истории страны и борьбе советского народа на фронте и в тылу.

Огромное значение в годы военного лихолетья имела пропаганда гуманистических и патриотических традиций русского искусства. В стране отмечались юбилеи И.Е.Репина, Н.В.Гоголя А.С.Грибоедова, И.А.Крылова, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Чехова. В августе 1944 года сотрудники Радищевского музея провели несколько мероприятий в связи со 100-летием со дня рождения И.Е.Репина.

Примечательно, что в военные годы показатели посещаемости этого музея не только не снизились, но даже возросли (так, в 1939 году в отчетах значится 46 тысяч посетителей, а в 1943 году – почти 57 тысяч человека), это следует связывать, прежде всего, с активной выставочной и лекционной работой сотрудников вне стен музея. Основную массу посетителей музея составляли ученики школ, студенты и военнослужащие.

Культурно-просветительские учреждения оказались в тяжелейших условиях в самом начале войны. Несмотря на трудности, библиотечные работники организовывали выставки и лекции, вели справочную и библиографическую работу. Так, например, в Саратовской областной библиотеке (ныне Саратовская областная универсальная научная библиотека) за 1942 год было обслужено более 20 тысяч читателей, выдано 664 тысячи книг и периодических изданий.

Библиотеки в годы войны.jpg

На духовную жизнь Саратова огромное положительное влияние оказала интеллигенция эвакуированных из Москвы и других крупных городов творческих организаций - Московского Художественного театра, Киевского академического театра Красной Армии, Полтавского драм-театра, Украинского театра им. Т. Г. Шевченко, Второго Харьковского украинского театра. Примечательно¸ что представители творческой столичной элиты высоко оценили уровень культуры саратовской интеллигенции. В Саратовской областной универсальной научной библиотеке сохранилось благодарственное письмо, подписанное группой артистов МХАТа во главе с исполняющим обязанности директора И.М. Москвиным, адресованное директору библиотеки В.А. Офицеровой: «Все актеры МХАТ, все члены нашего коллектива театра были вашими абонентами, и каждый лично испытал на себе вашу отзывчивость и внимание…».

В связи с началом войны первостепенное значение приобрела агитация. Могучим оружием в руках агитаторов стала советская печать, в первую очередь наши газеты. Перед войной в Саратовской области издавались три областные, две городские, одна железнодорожная, 49 районных и 26 многотиражных газет разовым тиражом 270 тысяч экземпляров. В военное время тираж газет сократился, уменьшился их формат. Некоторые газеты перестали выходить. Например, редакция газеты «Молодой сталинец» слилась с редакцией «Коммуниста». Молодежная газета временно закрылась.

В числе основных направления газетной пропаганды военного времени - разоблачение кровавых злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной советской территории и воспитание в народе жгучей ненависти к гитлеровцам; мобилизация рабочих и колхозников на трудовые подвиги путем всемерной популяризации новых форм социалистического соревнования; борьба за режим экономии на производстве и другие темы.

Саратовская пресса в годы войны.jpg

Важный вклад в Победу над фашистской Германией внесли саратовские писатели и журналисты, одни из которых в начале войны надели армейские шинели, другие - вели большую публицистическую и общественно-политическую работу в тылу. Известные саратовские поэты и писатели - И. Тобольский, Г. Боровиков, В. Тимохин, Н. Корольков работали военными корреспондентами армейских и дивизионных газет.

 Перед решающей Сталинградской битвой был издан самым большим тиражом исторический роман “Багратион”, написанный уроженцем Саратова С.Н. Голубовым (1894-1962). Каждый командир Красной Армии должен был получить эту книгу для поднятия боевого духа в подразделениях. После войны писатель создал известный роман “Когда крепости не сдаются” о замученном фашистами военном инженере генерале Карбышеве.
Сталинградской битве, массовому героизму волжан при защите города были посвящены стихи "Не пропусти!" и "Сталинград" поэта-саратовца В.А. Тимохина (1909-1957). На фронте, вспоминая родную Волгу, поэт призывал советских воинов остановить и уничтожить врага под Сталинградом.

54 саратовских журналиста отдали свою жизнь в боях за Родину, на полях сражений Великой Отечественно войны. Более 600 советских литераторов за участие в войне были награждены орденами и медалями, а 21 человек удостоен звания Героя Советского Союза. Двое из них - наши земляки: Василий Дмитриевич Коннов и Степан Кузьмич Остапенко.

 

Источники:

1.Ванчинов Д.П., Шабанов Н.И., Саратов — прифронтовой город. Саратов, 1985 год.

2. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1972

3. Радищевский музей в годы Великой отечественной войны. Страницы истории. Сайт Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, admuseumart.ru/news/events/4611/

4. Энциклопедия Саратовской государственной консерватории. Саратов, 2012

5. Московская консерватория. – М. Музыка, 1966

6. Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Материалы XI краеведческих чтений. Саратов, 2005