Оборонно-промышленный комплекс Саратова – на службе фронта (обзор)

Оборонно-промышленный комплекс Саратова – на службе фронта (обзор)

В годы Великой Отечественной войны Саратов являлся ведущим центром военной промышленности и военных коммуникаций (железнодорожный узел, река Волга) на востоке европейской части СССР. 

Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В то время было построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий, шарикоподшипниковый и другие.

Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина (бывший Гантке). Накануне Великой Отечественной войны (1937 год) комбайновый завод был перепрофилирован на выпуск боевых самолетов. Еще восемь других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам.

Эвакуация оборудования почти 80 промышленных предприятий (всего в область было эвакуировано около 100 предприятий) из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны.

Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов Первого Московского подшипникового завода, имевших более тысячи единиц оборудования. Эвакуированные из Тулы оружейные заводы № 66 и № 314 слились с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения. Харьковский завод «Серп и молот» обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Ленинградский завод «Ленинская искра» сливался с саратовским заводом № 236 (свинцовых аккумуляторов). В то же время на базе эвакуированных производств в Саратове возникло 8 крупных и около 20 средних предприятий. Из них наиболее значимыми предприятиями являлись заводы № 306 (его образовали 6 заводов из Москвы, 5 Ленинграда, Полтавы и Ржева), № 205 им. Хрущева (Москва), № 572 (Ленинград).

Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Орджоникидзе. Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тысяч человек и 388 различных предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились еще 34 тысячи работников.

Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные и артиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта.

Промышленность Саратова в годы ВОв.jpgСамый значительный объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал в себя самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электро-приборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307.

Завод № 292 (впоследствии Саратовский авиационный завод) являлся головным предприятием Народного комиссариата авиационной промышленности по выпуску самолетов-истребителей Як-1 и Як-3. В 1941-1945 годах заводом было произведено более 13,5 тысяч боевых машин, то есть почти каждый четвертый советский самолет-истребитель. В 1942 году, когда многие эвакуированные авиационные заводы только восстанавливались на новых местах, его производство составляло почти 14% выпуска самолетов всех типов в СССР. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 года). Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 года завод был почти полностью разрушен и стоял вопрос об отправке его оборудования и производственного персонала в другой регион. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели.

К числу крупнейших предприятий Саратовской области относился в годы Великой Отечественной войны и крекинг-завод № 416 имени С.М. Кирова, выпускавший высокооктановый авиационный бензин и толуол.

Потеря позиций на Сталинградском фронте в сентябре 1942 года заставила Гитлера принять решение о бомбежке саратовского нефтеперерабатывающего завода – единственного на тот момент предприятия, расположенного ближе всех к линии фронта и способного поставлять горючее советским войскам.

За годы войны на Саратовский НПЗ было сброшено 3500 фугасных бомб весом 250-500 килограмм, в том числе, неразорвавшихся бомб – 60 штук, маленькие фугасные бомбы (25-50 кг) не поддавались учету. В 1943 году завод был разрушен на 80%. Усилиями коллектива восстановлен в рекордно короткие сроки, что позволило возобновить снабжение фронта топливом. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 годов, завод произвел более трех миллионов тонн горючего. В 1943 году в течение шести месяцев завод удерживал почетную награду - Красное знамя Государственного комитета обороны. Четырежды эту награду завод получал в 1944 году. За вклад в обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод был награжден еще одной высокой наградой - орденом Отечественной войны I степени.

крекинг-завод.jpgОдним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3. Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 годах завод подвергался неоднократным бомбардировкам противника. В общей сложности за время войны завод выпустил почти 18 миллионов штук шарикоподшипников. Впервые переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны заводу было вручено в марте 1943 году. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 года ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Достойный вклад в Победу над фашисткой Германией внесли и другие саратовские предприятия.

Завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение) уже к концу 1941 года освоил производство сложных агрегатов для авиамоторов (магнето), которыми снабжались все без исключения моторостроительные предприятия авиационной отрасли. 16 сентября 1945 года он был награжден орденом Красной Звезды.

Завод № 213 им. Орджоникидзе наряду с выпуском электроприборов в конце 1941 года освоил производство боеприпасов. 9 раз ему вручалось Красное знамя Государственного комитета обороны, 15 мая 1946 года оно было заводу передано на вечное хранение. 16 сентября 1945 г. Завод имени Орджоникидзе был награжден орденом Ленина.

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. Только на одном из них, единственном в стране заводе щелочных аккумуляторов (№ 195) за время войны было произведено 195 тысяч единиц продукции. Еще более впечатляющий объем продукции (свинцовых аккумуляторов) сумел наладить коллектив завода № 236. В июле 1943 года заводу было вручено Красное знамя Государственного комитета обороны, а в январе 1944 года коллектив предприятия был награжден орденом Ленина.

В конце 1941 года в кооперации с другими саратовскими предприятиями на заводе № 614 был налажен выпуск противотанковых ружей Симонова. Только в 1942 году их было произведено 35200 штук, что составило более 14% общесоюзного производства. В 1944 году завод перешел на выпуск артиллерийских систем. В 1985 году это предприятие, ставшее Саратовским агрегатным заводом, было награждено орденом Отечественной войны I степени.

Промышленность Саратова в годы Великой Отечественной войны.jpgИсключительно на производство боеприпасов были ориентированы саратовские заводы № 311 (бронебойно-трассирующий 37 мм. снаряд), № 572 (взрыватели К-6, К-20, В-179, снаряды малокалиберной артиллерии), «Серп и Молот» и № 45 (корпуса снарядов).

Снаряды, мины и гранаты выпускали на многих других предприятиях Саратова, где эта продукция была не основной. Крупным предприятием наркомата танковой промышленности являлся завод № 180, где трудилось более 1,5 тысяч человек. До 1944 года этот завод изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60 и Т-70.

Основным видом продукции завода № 205 им. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 миллиона штук корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 («катюши»). За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 года заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.

Заводы № 702 и № 744 наркомата резиновой промышленности освоили в 1941-1942 годах производство эбонитовых корпусов (банок) для свинцовых аккумуляторов и изделий из синтетического каучука. На саратовских швейных фабриках № 2 «Знамя индустриализации» и им. Крупской было пошито 1,3 миллиона армейских шинелей, миллионы гимнастерок и других предметов солдатского обмундирования.

Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов.

Уже к 1943 году объем выпуска военной продукции на предприятиях Саратова вырос более чем 5 раз, а всего за годы войны промышленность выпустила продукции на сумму в 7,5 миллиардов рублей.

2 июля 2020 года в ходе заседания организационного комитета «Победа» Президент России Владимир Путин озвучил решение о присвоении Саратову почетного звания «Город трудовой доблести». Основаниями для присвоения звания стали награды предприятий области за вклад в Победу (ордена и переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны), награды работников предприятий за трудовые заслуги, документально подтвержденные факты трудового героизма жителей в 1941-1945 годах.

Источники:

1.    Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны (19141-1945 гг.). Саратов, 1976

2.    ОГУ «Государственный архив Саратовской области» (http://sar-archive.ru/)

3.    ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» (http://saratov.rusarchives.ru/cdniso_hist.html)

4.    Российский государственный архив социально-политической истории (http://rgaspi.org/)

5.    Газета «Коммунист» от 21 апреля 1945 года.

 

Изображение слайда 0

Изображение слайда 1

Изображение слайда 2

Изображение слайда 3

Изображение слайда 4

Изображение слайда 5