Вклад Саратовского авиационного завода (САЗ) в Победу над фашистской Германией (часть 2)

Вклад Саратовского авиационного завода (САЗ) в Победу над фашистской Германией (часть 2) САЗ в период коренного перелома и на завершающем этапе Великой Отечественной войны 

Летом 1943 года на фронтах Великой Отечественной вновь создалась напряженная обстановка. Немецкое командование готовилось к наступлению в районе Орла – Курска  - Белгорода. Фашистские ВВС получили приказ наносить удары по стратегически важным объектам, бомбить аэродромы и авиационные предприятия. 

 «23 июня в четыре часа дня над заводом пролетел немецкий самолёт-разведчик. Руководство САЗ собралось на экстренное совещание, все силы привели в боевую готовность. Поставили задачу трудовому коллективу: ни на минуту не задерживать военный ритм производства. Не выполнить суточный график — сделать уступку врагу. Прекращать работу в цехах только по указанию штаба местной противовоздушной обороны», - писал директор И.Левин в своей книге воспоминаний «Грозные годы».

  В ночь с 23 на 24 июня 1943 года немецкие бомбардировщики  сбросили на саратовский авиационный завод свыше ста фугасных бомб весом 500—1000 кг. Масштаб разрушений был ужасающий:

«Вся территория завода объята пламенем. Что горит, что разрушено,  сразу и не сообразить. Огонь бушует, пожирая детали, узлы, агрегаты, горят склады, накаляются стенки многотонных прессов... С грохотом обваливаются перекрытия в корпусах, взрываются баки с бензином,  гибнет производство, налаженное с таким трудом!» – вспоминал Левин.

Несмотря на бомбы, взрывы, обрушения, бойцы МПВО завода, рабочие и служащие мужественно вступили в схватку с разбушевавшейся стихией, стараясь спасти все, что только было можно. На помощь заводчанам городской штаб МПВО направил 17 пожарных автоходов, пожарный поезд Рязано-Уральской железной дороги,  два медицинских взвода, воинов местного гарнизона и бойцов МПВО. В борьбе с пожарами многие получили ожоги, тяжелые травмы, 15 работников завода погибли. Самому младшему из них, сварщику цеха № 43 Константину Закурдаеву было всего 17 лет. Самому старшему — шорнику цеха № 81 Алексею Татарникову — 62 года.  В общей сложности разрушено было около 70 % производственных площадей завода и уничтожению 60 % оборудования.

Авиазавод_руины цеха №6.jpg

"Первое впечатление  - нет больше завода. Остались обгоревшие стены корпусов и станки, среди которых было много вышедших из строя. Это был единственный завод во всей авиапромышленности, который так серьезно пострадал от налетов фашистской авиации, хотя бомбардировке подвергались и некоторые другие наши заводы», - писал в своей книге воспоминаний «Крылья победы» А.Шахурин, работавший в годы Великой Отечественной войны народным комиссаром авиационной промышленности СССР.

Что делать в этой ситуации? Перебазировать завод вместе с людьми и тем, что осталось от огромного предприятия, в другой регион? Или попытаться его восстановить? 
Вопрос решился в личном разговоре директора Левина со Сталиным. Руководитель предприятия доложил о разрушениях, о потерях личного состава, ответил на вопрос, сколько времени может потребоваться на восстановление завода. И услышал в ответ:
«Передайте коллективу, что мы поможем саратовцам. Нужно только быстрее организовать выпуск истребителей».

И саратовцы организовали:
«Работали, не зная отдыха, днем и ночью. Отстояв смену у станка, верстака, кульмана, рабочие и служащие продолжали трудовую вахту на стройке, трудились плотниками, каменщиками, электриками. Питание организовали прямо на рабочих местах, тут же были размещены походные военные кухни, а в палатках  – столовые. На пятые сутки в корпусах, шалашах, армейских палатках, ангарах началась сборка самолетов. А в эти дни из Берлина несколько раз в день передавали сообщения, что Саратовский авиационный завод сметен с лица земли доблестной авиацией фюрера, а уцелевшие люди разбежались по волжской степи», – писал Левин.

Но завод жил, восстанавливать его помогала вся страна. 13 сентября 1943 года, через 80 дней и ночей после налета, завод был не только восстановлен,  но и расширен, увеличилась его мощность.  А в октябре того же года коллектив предприятия рапортовал о выполнении сентябрьского плана. 

 Осенью 1943 года, во время пребывания директора саратовского авиазавода Левина на Южном фронте, его пригласил к себе командующий фронтом Ф.Толбухин:
«Пожав мне руку при встрече, командующий спросил: «Хотите познакомиться с одним из ваших «крестников»? И, приказав привести пленного немецкого летчика, через переводчика задал ему вопрос «Вы участвовали в налетах на Саратов и на допросе заявили, что Саратовский авиазавод уничтожен, смятен с лица земли. А вот перед вами директор действующего, выпускающего «Яки» Саратовского авиационного завода». 
Пленный с подозрением  посмотрел на меня  и с иронией заявил: «Директор может быть и есть, но завода нет. Нет завода. Мы его полностью уничтожили. превратили в груды пепла и щебня!».

Пленного увели, он так и остался в полной уверенности, что восстановить завод, да еще во время войны, в кратчайшие сроки невозможно. А командующий открыл ящик своего стола, где лежали немецкие кресты пленного офицера и новенький «Вальтер», полученный за операцию по уничтожению нашего авиазавода, и предложил выбрать что-нибудь на память. Я взял «Вальтер», – вспоминал об этом эпизоде своей жизни И. Левин. 

В начале 1944 года завод получил правительственное задание, не снижая темпов выпуска ЯК-1, освоить и начать производство более скоростного и мощного по вооружению истребителя ЯК-3 - лучшего истребителя второй мировой войны. Самолетостроители обязались ежемесячно перевыполнять задания Государственного Комитета Обороны, быстрее освоить производство и добиться ритмичного выпуска новой машины «ЯК-3». 

Коллектив предприятия с энтузиазмом приступил к выполнению новой задачи. В процессе налаживания производства новой крылатой машины увеличилось количество стахановцев, ширилось движение по организации комсомольско-молодежных бригад. Только за два месяца 1944 года было создано 235 новых бригад. Они вырабатывали по 2-3 нормы за смену. Совершенствовались технологические процессы,  снижалась трудоемкость продукции. В цехах действовало 25 поточных линий протяженностью 1795 метров и 37 подвесных путей длиной 2585 метров. Благодаря внедрению прогрессивных методов труда, Саратовский авиационный завод стал одним из передовых предприятий отрасли. 

В апреле 1944 года первые эскадрильи новых истребителей стали поступать на вооружение ВВС. А в июне 1944 года завод достиг заданной мощности по выпуску самолетов Як-3. 

ЯК-3.jpg

Всего за годы Великой Отечественной войны коллектив Саратовского авиационного завода дал фронту почти 8700 самолетов Як-1 и более 4000 Як-3. На саратовских самолетах летали летчицы легендарных женских авиаполков, созданных под руководством Героя Советского Союза Марины Расковой, добровольцы польского авиаполка «Варшава» и французского авиаполка «Нормандия-Неман». Стоит отметить, что по французской традиции победитель возвращается домой со своим оружием. Уважая эту традицию, советское правительство подарило французским летчикам 40 истребителей Як-3, на которых они улетели домой. Помимо самолетов,  заводчане производили автоматы ППШ, корпуса гранат Ф-1, мины, зенитные установки. 

Самоотверженный труд саратовских авиастроителей получил высокую оценку: 11 июня 1942 года коллектив Саратовского авиационного завода одним из первых в СССР получил Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании по отраслям промышленности. Коллектив завода удерживал знамя шесть месяцев подряд.
26 июля 1942 года Саратовский авиационный завод был награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина. Многие работники завода также были удостоены государственных наград.
2 июля 1945 года Саратовский авиационный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. На вечное хранение было передано Красное знамя Государственного Комитета обороны.

Саратовский авиационный завод прекратил свое существование после процедуры банкротства, начатой в 2005 году.  Но трудовые подвиги авиастроителей навсегда вписаны золотыми буквами в историю страны и Великой Отечественной войны. 

Источники:

1.Левин И.С. Авиастроители не дрогнули. Сборник «Живые о живых и павших», Саратов, 2000
2.Левин. И.С. Грозные годы. Саратов, 1984
3.Шахурин А.И. Крылья победы. М.: Политиздат, 1985
4.Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну. Саратов, 1972
5.Вардугин В.И. Саратов – город прифронтовой. Саратов, 2001
6. Архивные документы ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области».