Вклад Саратовского авиационного завода в Победу над фашистской Германией (часть 1)

Вклад Саратовского авиационного завода в Победу над фашистской Германией (часть 1)

Завод в начале Великой Отечественной войны, во время битвы под Москвой и Сталинградской битвы. 

История Саратовского авиационного завода (САЗ) в годы Великой Отечественной войны – это история массового трудового героизма. Вклад этого предприятия в Победу над фашистской Германией трудно переоценить: каждый третий самолет, произведенный в годы войны, был построен саратовскими авиастроителями.

Официальной датой рождения САЗа считается 31 декабря 1931 года. Тогда предприятие было нацелено на выпуск мирной продукции  и называлось «Саратовский завод комбайнов имени Шеболдаева». 5 августа 1937 года,  в связи с угрозой нападения на СССР, предприятие было переориентировано на выпуск авиационной техники и получило новое название - «Завод №292 НКАП».

День 22 июня 1941 года стал переломным в истории САЗа.

В первые же дни войны многие заводчане получили мобилизационные повестки. Производство ощущало острую нехватку рабочей силы. 26 июня директор завода И.С. Левин издал приказ развернуть вербовку всех работоспособных членов семей, их знакомых и вообще всех желающих помочь Красной Армии здесь, в тылу. Особое внимание в приказе уделялось необходимости привлечения на завод женщин и подростков, которые смогли бы заменить ушедших на фронт работников предприятия. Были приняты срочные меры по расширению сети детских садов и яслей, для новичков  были организованы стахановские школы, где техническое  обучение проводилось у станков. В стахановских школах повышенного типа обучались рабочие, выполнявшие норму на 200 и более процентов.

Авиазавод_учебные мероприятия для новичков.jpg

В начале октября 1941 года коллектив предприятия встал на Стахановскую вахту, приуроченную к 24-й годовщине Октябрьской революции. Это была первая Стахановская вахта в годы войны. Несмотря на неимоверные трудности и лишения, люди с удвоенной энергией трудились «за себя и за того парня» – за товарищей, ушедших на фронт.

Активно поддержали авиастроители и движение тысячников – новаторов производства, мастеров своего дела, в совершенстве овладевших профессией. Так, например, слесари авиазавода, тысячники С.Милавкин и Н.Тюхтяев, заменив ручную операцию механизированной, резко повысили производительность труда и дали 4742% нормы. Тысячник авиазавода А. Лихачев 14 июня 1942 года закончил выполнение годового плана и принял обязательство вторую годовую программу завершить 18 августа 1942 года. Это обязательство было выполнено.

Развернулось движение за экономию каждого грамма металла (особенно цветного), за сохранность и долговечность инструмента и оснастки, пересматривались и ужесточались нормы расхода материалов и энергии,  много внимания уделялось снижению затрат рабочего времени, совершенствованию технологических процессов. Большой вклад в эту работу вносили рационализаторы и изобретатели. 

В тяжелые   для всей страны дни битвы за Москву завод получил задание дать для обороны столицы 70 самолетов Як-1. Здание было выполнено: за три дня до установленного срока с аэродрома завода на защиту Москвы улетел последний, 70-й боевой самолет. Вот как описывал трудовые будни, предшествовавшие этому событию, в своих воспоминаниях директор предприятия И.О. Левин:

«К октябрю 1941 года завод полностью перестроился на военный лад. Все цеха работают круглосуточно, каждая смена – 11 часов. Ряд цехов - на казарменном положении, руководители завода и цехов живут на заводе. Коллектив работает с огромным напряжением, все сложнее с материалами и комплектующими изделиями, сказывается и уход квалифицированных кадров на фронт. Но результат говорит сам за себя: ежедневный выпуск самолетов в октябре увеличился в два раза против июня.

На аэродроме круглые сутки не утихает гул моторов и отстрел оружия. Но нелетная погода не позволяет делать облет самолетов, тормозит их отправку на фронт, где их так ждут наши бойцы. Густые облака закрывают небо, лишь к вечеру немного проясняется. И так день за днем! В начале декабря на имя директора завода и секретаря партийной организации приходит телеграмма за подписью Сталина с категорическим требованием предпринять все возможное и сверх возможное для облетки самолетов и отправки их на фронт. Что делать? Принимаем решение – летать ночью. В городе – затемнение, на аэродроме ночной старт не оборудован, летный состав опыта полетов ночью не имеет, но другого выхода нет...»

Все подготовительные работы выполнили за сутки: изготовили специальные приспособления для обозначения летной полосы, с личным составом проработали варианты непредвиденных случаев, с ближайшим аэродромом согласовали возможные вынужденные посадки.

Однако и ночью не всегда везло с погодой: «Тогда принимаем решение: использовать все возможности на нашем аэродроме, тщательно отстрелять оружие, затем самолеты расстыковать и в контейнерах отправить на ближайший московский аэродром. Доложили о предлагаемом решении Сталину, получили его одобрение. Таким образом удалось не только выполнить задание отправить 70 истребителей для обороны Москвы, но дать фронту в первый год войны несколько сот боевых машин», – вспоминал Левин.

На аэродроме авиазавода.jpg

Подходил к концу первый год Великой Отечественной войны. Несмотря на возраставшие трудности в материально-техническом снабжении, завод перевыполнил майское правительственное задание. Ударный труд саратовских авиастроителей получил высокую оценку руководства страны: наградой за производственные успехи стало переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

Авиазавод_знамя Победы.jpg

Весной 1942-го, воспользовавшись отсутствием второго фронта, немцы создали большой перевес сил на фронтах Великой Отечественной войны и добились временного успеха. Не считаясь с потерями, враг рвался к Дону и Волге. В середине июля 1942 года немецко-фашистские войска вышли к большой излучине Дона. Началась величайшая, беспримерная в истории войн Сталинградская битва, в сражениях на Волге решалась судьба всей страны. Саратовская область стала прифронтовой, ближайшей базой Сталинградского и Юго-Западного фронтов.

В эти дни впервые жители Саратова услышали зловещий гул фашистских самолетов. Немедленно были приняты дополнительные меры по затемнению и маскировке зданий. Люди работали, имея под рукой противогазы. Всюду стояли ящики с песком, щипцами, лопатами. На крышах заводских корпусов круглосуточно дежурили посты наблюдения за воздухом.

Во время битвы на Волге на саратовских предприятиях широко развернулось движение по открытию лицевых счетов, предполагавшее личную ответственность каждого рабочего за исход Сталинградского сражения. На авиазаводе девизом соревнования стала фраза «Наш фронт – в бригаде». Первым   открыл  свой  лицевой  счет  самый  молодой  токарь,   комсомолец   В. Щербаков, выполнявший норму на 300%. Его инициативу подхватили товарищи:

«Ежедневно примерно к двум часам дня, можно было видеть красный флажок то у одного, то у другого рабочего места. Это означало, что сменное задание было выполнено, и начиналась работа в лицевой счет. К концу рабочего дня цеха выглядела празднично: почти все станки и верстаки были украшены красными флажками», – писал Левин.

Отдельная страница в истории предприятия – участие в патриотическом движении в помощь фронту. На средства саратовцев было построено 1520 самолетов и много другой боевой техники, только на средства колхозников области – 100 именных самолетов, их вручили прославленным советским летчикам.

molchanov_np.jpg

Приобрел самолёт и главный конструктор легендарных «ястребков» А.С. Яковлев и передал его тогда еще  дважды Герою Советского Союза П.А. Покрышкину. Академик В.Н. Образцов на аэродроме авиазавода вручил приобретённый самолёт лётчику А.Ф. Лавренёву. На этом истребителе Лавренёв сбил 11 вражеских самолётов, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

2 февраля 1943 года советское Информбюро сообщило о полной ликвидации армии Паулюса, окруженной в районе Сталинграда. В ознаменование этой победы имена сотен стахановцев – рабочих, конструкторов, технологов, летчиков, механиков Саратовского авиазавода были занесены на заводскую доску Почета.

Источники:

1.Левин И.С. Авиастроители не дрогнули. Сборник «Живые о живых и павших», Саратов, 2000

2.Левин И.С. Грозные годы. Саратов, 1984

3.Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну, Саратов, 1972

4.Вардугин В.И. Саратов – город прифронтовой, Саратов, 2001

5. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Саратов, 1976

6. Архивные документы ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области».