
Колхозник из Ново-Покровского (ныне Калининского района) Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый вошел в историю как один из инициаторов всенародного движения по сбору личных средств в фонд Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. К декабрю 1942 года в стране широко развернулось движение по сбору денег на строительство самолетов, но Ферапонт Головатый был одним из первых, кто сдал средства на боевую машину единолично.
Родом Головатый из-под Полтавы – рожден был 25 июня 1890 года в селе Сербиновка ныне Пирятинского уезда Полтавской губернии в бедной крестьянской семье. В саратовские края вместе с семьей перебрался во время «столыпинской» реформы, когда крестьянам было разрешено осваивать новые земли.

Вскоре Ферапонта призвали на срочную службу. Статному широкоплечему парню доверили охрану царской семьи в Санкт-Петербурге, а во время показательных выступлений по фехтованию вручили награду – золотые карманные часы с выгравированной надписью «Кирасиру лейб-гвардии Преображенского полка Ф. Головатому за службу царю и Отечеству». Эта семейная реликвия бережно хранилась в семье Головатых.
«Старший брат Ферапонта Петровича Иван иногда разрешал нам, мальчишкам, подержать это сокровище в руках, – вспоминал племянник героя, автор книги «Степной - уголок земли родной» Василий Чигирь.
Головатый служил семь лет: в Первую мировую заслужил три Георгиевских креста, медали «За храбрость», в гражданскую войну сражался за молодую советскую власть, в 1918-м вернулся к родным, в Саратовскую губернию.
В многодетной семье Ферапонта Петровича подрастали четыре дочери и два сына – все работящие, дружные. В хозяйстве имелось две лошади, две коровы, овцы, птица, восемь десятин земли. Немудрено, что Головатый попал под раскулачивание. Другой бы смирился, но Ферапонт Петрович собрал все квитанции о выплате налогов и выполнению контрольных показателей по сдаче хлеба государству и отправился в Москву - «за правдой».
В столице он добился приема председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина и сумел доказать свою правоту – семью Ферапонта Петровича оставили в покое.
Когда началась Великая Отечественная война, Головатому был 51 год. К осени 1942-го на фронте были оба его сына, Степан и Николай, а также три зятя. В декабре 1942-го, в дни кровопролитных боев за Сталинград, в колхозе «Стахановец», где трудился пасечником Головатый, состоялось собрание. На повестке дня единственный вопрос – сбор денег на постройку боевого самолета.
«Колхозники откликнулись: один за другим подходили к столу председателя, вносили на постройку крылатой машины по 300-500 рублей. Кто-то обратился к колхозному пасечнику: «А ты что же, Ферапонт Петрович, в сторонке стоишь?» В ответ прозвучало: «Я, может быть, на свои деньги сам самолет куплю», - писал Василий Чигирь в своей книге «Степной – уголок земли родной».
После собрания председатель колхоза вместе с Головатым подсчитали, какой примерно будет выручка с продажи меда с личной пасеки Ферапонта Петровича. К этой сумме он прибавил уже отложенные сбережения. Решено было передать на строительство самолета 100 тысяч рублей.
Решение было непростым: в доме остались 16 ртов, девять из них – внуки, старшему из которых - 9 лет.

«Наша семья в годы войны, как и все колхозники, испытывала тяготы тех лет, — вспоминала дочь Ферапонта Петровича, Мария. — В доме хлеб не всегда был, а порой и пополам с травяной добавкой. Старшие внуки ходили в школу в латаной-перелатаной одежде и обуви. Как-то сказала отцу: "Надо бы и о внуках подумать". А он в ответ: "Вот я и думаю об их будущем. Разобьем фашистов — все тогда будет: и ботинки, и сапоги, и пальто..."».
Бидоны с медом Головатый повез в областной центр, за 200 километров от хутора Степной. На городском рынке для него соорудили отдельную палатку. Несколько дней Ферапонт Петрович стоял за прилавком. Поскольку мед был очень дорогой, брали его понемногу. Так что мелкими деньгами был собран целый мешок.
В Саратове колхозника принял первый секретарь Саратовского горкома Павел Кузнецов, затем директор Саратовского авиационного завода Израиль Левин.
«Вошел в кабинет человек в деревенском зипуне и сказал: «Хочу купить истребитель для фронта». Я даже растерялся от такого неожиданного предложения: еще никогда не приходилось продавать самолеты частным лицам…», – вспоминал Левин в своей книге «Грозные годы».

Вопрос необычной сделки был согласован с Москвой. Вручить самолет Як-1 решено было нашему земляку – летчику Борису Еремину. Тот прибыл в Саратов, чтобы принять боевую машину и улететь на ней в свой полк.
Вот как вспоминал об этом событии гвардии майор Еремин:
«В декабре 1942-го меня вызвал к телефону командующий 8-й воздушной армией. Он спросил о делах, о состоянии воздушного парка, после чего объявил: «Решением Военного совета Сталинградского фронта вы назначены летчиком для приема самолета – подарка Красной Армии от колхозника Головатого. За самолетом вам надлежит убыть в Саратов». Я несколько растерялся: в разгар боев за самолетом, пусть даже дарственным, обычно посылают командира полка. И только спустя некоторое время стал понимать истинное значение этого события: крылатую машину, построенную на саратовской земле, переданную в дар от саратовского колхозника, должны были вручить именно саратовскому летчику!»

Познакомились колхозник Головатый и майор Еремин в кабинете директора Саратовского авиазавода Левина. А затем отправились на заводской аэродром.
«Головатый по-хозяйски оглядел самолет, на борту которого была выведена надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» Головатого» и задал вопрос: «Как же ты, Борис, ведешь стрельбу?»
Я подробно объяснил ему, как пользуюсь прицелом, каковы возможности оружия истребителя. Головатый с некоторым удивлением рассмотрел приборы, рукоятки, рычаги, спросил: «Как разбираешься во всем этом? Не путаешься?»
Я даже улыбнулся: «В бою, Ферапонт Петрович, на них (я кивнул на приборную доску и рукоятки) смотреть не приходится. Так что летчик всё это хозяйство должен знать назубок и уметь пользоваться с закрытыми глазами», – вспоминал Еремин о первой встрече с Головатым в Саратове.
А дома колхозника ждала телеграмма от Верховного главнокомандующего: «Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и ее воздушных силах. Красная Армия не забудет, что Вы сдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет! И. Сталин».

Именной Як-1 ни разу не был сбит. И когда в 1944-м самолет выработал свой ресурс и был списан, Головатый собрал деньги на строительство второй крылатой машины, на этот раз самолета ЯК-3. Правда, на этот раз пришлось занять денег у соседей и знакомых.
Как писал в своей книге «К вылету готовы» Еремин, второй самолет Головатого ему вручили 29 мая 1944 года на заводском аэродроме в Саратове:
«Это было событие, о котором знал весь город. Саратовцы имели возможность ознакомиться с первым самолетом Головатого, который был выставлен на одной из площадей Саратова. На том самолете я провоевал почти полтора года и прошел путь от Сталинграда до Севастополя. А теперь тысячи саратовцев собрались на заводском аэродроме, чтобы принять участие в митинге по случаю вручения второго самолета Ферапонта Петровича. Церемония передачи самолета превратилась в общий городской праздник!»

Стоит отметить, что перед отправкой на фронт летчик тренировался на саратовском полигоне, поскольку получил самолет новейшей конструкции – истребители ЯК-3 в массовом порядке стали поступать на фронт только в конце августа – начале сентября 1944 года. Таким образом, благодаря подарку Головатого, Еремин стал одним из первых в истории ВВС нашей страны обладателей новейшей крылатой машины.
Второй истребитель Головатого вновь оказался словно заговоренный: благополучно долетал до победного мая 1945-го.
В настоящее время первый самолёт, построенный на средства Ферапонта Головатого, Як-1б, с 1991 года экспонируется в Саратовском государственном Музее боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе. Второй, Як-3 находится в частном музее в Подмосковье.

После войны Головатый руководил совхозом «Стахановец», был избран депутатом Верховного Совета СССР второго и третьего созывов. Указом Президиума Верховного Совета от 26 марта 1948 года «за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натуральных расчетов за работу МТС в 1947 году и обеспечение семенами зерновых культур для посевной 1948 года» Головатому Ферапонту Петровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Ферапонт Петрович Головатый ушел из жизни в 1951 году. Был похоронен в поселке Степное Ново-Покровского (ныне Калининского) района Саратовской области. Жители поселка бережно хранят память о трудовом подвиге Ферапонта Петровича: на доме, где он жил, есть мемориальная доска, в центре села установлен бюст Головатого.
Примеру пасечника колхоза «Стахановец» последовали более 70 наших земляков: на фронте летали именные самолеты Ф.Бунина, С. Решетова, И.Фролова, Е.Желтовой, М.Савельевой и многих других. Жительница Базарно-Карабулакского района Анна Селиванова приобрела на личные средства три самолета для фронта. Известны фамилии около ста летчиков, воевавших на самолетах саратовских дарителей.
Источники:
1.Вардугин В.И. Саратов – город прифронтовой, Саратов, 2001
2. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Саратов, 1976
3.Чигирь В.К. Степной - уголок земли родной, Саратов, 2012
4.Левин И.С. Грозные годы, Саратов, 1984
5.Еремин Б.Н. К вылету готовы, Саратов, 1987