
Во время Великой Отечественной экипажи более 200 судов различных систем и классов работали на строительстве оборонительных сооружений в Саратове, принимали участие в эвакуации населения и раненых из Сталинграда, переброске воинских частей и грузов, проводке нефтеналивных судов, доставке боеприпасов и продовольствия, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам. Достойный вклад в боевую работу внесли и наши земляки.
27 ноября 1941 года из кораблей учебного отряда и мобилизованных судов волжских речных пароходств началось формирование Волжской военной флотилии. На базе Саратовского участка Средне-Волжского пароходства была сформирована 3-я бригада речных кораблей Волжской военной флотилии (командир контр-адмирал П.А. Трайнин), а для ее обеспечения всеми видами довольствия была создана Саратовская военно-морская база речных кораблей. В период с 24 июня 1942-го по январь 1943 года она находилась в оперативном подчинении командующего Сталинградским фронтом.
На формирование 3-й бригады речных кораблей саратовцы передали и переоборудовали под военные 23 гражданских парохода и баржи: "Волжская коммуна", "Громобой", "Краснофлотец", "Коллективизация", "Пятая годовщина Октября", "Летчик Михеев", "Саратовский ледокол", "Землячка", "Руднев", "Громов" и др. Они осуществляли проводку судов и операции по огневой поддержке советских войск в Сталинграде, работали на Сталинградских переправах, обеспечивали переброску войск Красной Армии в осажденном городе.
По заминированной реке под налетами вражеской авиации совершал свои рейсы из Саратова в Сталинград экипаж волжского буксира «Землячка». А когда на улицах фронтового города завязались жестокие бои, это судно стало переправлять в Сталинград прибывающие с левого берега подкрепления. Команда несла по три вахты без сна и отдыха. Ночами приходилось вести буксир вслепую, так как маяки часто были потушены.
Экипаж пожарного судна «Самара» буксировал паромы с боевой техникой, боеприпасами, переправлял воинские части. Только в период подготовки наступления советских войск под Сталинградом «Самара» перевезла на правый берег до четырех тысяч полков нашей пехоты, сотни тонн боеприпасов, большое количество танков, артиллерийских орудий и другого вооружения. В одном из рейсов переправлявшую тяжелые танки и воинские части «Самару» атаковали 34 вражеских самолета. Бомбы рвались рядом с судном. И только большое самообладание и мастерство капитана и его команды помогло завершить этот рейс без потерь.
Именно «Самара» поставила точку в навигации 1942 года: выполняя задания по перевозке грузов и воинских подразделений, она работала у Светлого Яра до конца декабря, последней из всех судов Волжской военной флотилии зашла на зимовку. За героизм и бесстрашие все 20 человек команды были награждены медалью «За оборону Сталинграда», капитан Михаил Яковлевич Овчинников – орденом Красной Звезды.
На саратовских судоремонтных заводах мирные суда переоборудовались в боевые корабли - канонерские лодки и тральщики. Так, например, буксирные пароходы «Чапаев» и «Усыскин», переоборудованные в канонерские лодки, были оснащены двумя морскими дальнобойными пушками, противовоздушной зениткой и пулеметами «Максим» по правому и левому бортам.
Зимой 1942-1943-го годов обе канонерки базировались на реке Ахтуба в районе села Безродное на левом берегу Волги. С закрытых огневых позиций саратовские экипажи вели контрбатарейную борьбу и открывали по заявкам с берега огонь по позициям противника. Высокая эффективность стрельбы достигалась хорошо налаженной артиллерийской разведкой и чёткой работой корректировщиков в боевых порядках наших войск. Так, за время ликвидации окружённого под Сталинградом противника «Усыскин» и «Чапаев», а также бронекатера второго дивизиона 129 раз открывали огонь по позициям врага.
Поддерживая атаки 138-й стрелковой дивизии, 21–25 декабря 1942 года канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» своим огнём подавили 19 дотов и пулемётных точек противника. За три дня 25–26 декабря 1942 года и 9 января 1943 года они израсходовали 708 снарядов и подавили более 20 артиллерийских и миномётных батарей.
С 10 января и до полного разгрома окружённой группировки противника канонерки практически ежедневно вели артиллерийский огонь по позициям врага. Только за 25–30 января они израсходовали около тысячи снарядов главного калибра. Последний залп с канонерской лодки «Усыскин» по противнику был дан 30 января, с канонерской лодки «Чапаев» — 31-го января 1943 года. Боевая работа экипажей саратовских канонерок была высоко оценена: обе лодки были удостоены ордена Красного Знамени.
Особое значение имели действия бронекатеров у Сталинграда в ноябре-декабре 1942 года, в их числе – бронекатера под командованием наших земляков. До войны считалось, что бронекатера могут действовать только на чистой воде, а с наступлением холодов должны подниматься на берег. Теперь же им пришлось вести бои в условиях тяжёлого ледостава под непрерывным огнём противника. В ноябре-декабре 1942 года ледостав на Волге наступал очень медленно, и бронекатера флотилии продолжали перевозки через реку вплоть до 16 декабря. Под конец приходилось работать уже в тяжёлой ледовой обстановке. Забортные отверстия забивало битым льдом, отчего переставала поступать вода для охлаждения двигателей — и они перегревались. Льдом же повреждались рули и винты, и катера теряли возможность маневрировать, превращаясь в неподвижные мишени для артиллерии противника. И всё же, несмотря на повреждения и тяжёлые погодные условия, они работали до последней возможности.
Героически проявила себя команда «Саратовского ледокола» во время Великой Отечественной войны. Всю зиму 1941-1942 годов ледокол обеспечивал работу паромной переправы Латошинка - Паромная. День и ночь два парома перевозили по этой переправе грузы в сторону правого берега, воинские части, танки, самолеты, снаряды. Обратно вывозились эвакуированные эшелоны с людьми и оборудование для заводов. Всего за время существования паромной переправы с зимы 1941-1942 годов по ней было перевезено в обоих направлениях 53 тысячи вагонов различных грузов и живой силы.
В конце ноября 1942 войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов замкнули кольцо окружения войск генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса. Но их требовалось еще разгромить и не допустить к ним части другого немецкого генерал-фельдмаршала — Э. Манштейна, которые 12 декабря 1942 года начали наступление с целью деблокирования окруженной группировки.
В активные боевые действия оказались вовлеченными войска сразу нескольких фронтов. Резко возросла потребность в топливе. Но нефтебазы Астрахани не имели выход на железную дорогу. И тогда до берега Волги в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку и построили на берегу временный причал, к которому и доставлялись из Каспийского моря нефтеналивные баржи.
Первым эту операцию начал «Саратовский ледокол». Команда в тяжелых льдах бесперебойно доставляла с морского рейда баржи с горючим, и уже 25 декабря началась перевалка топлива, а завершилась она 7 января 1943 года. В результате наши войска получили 20 тысяч тонн горючего — по 50 цистерн ежедневно.
Весной 1943 года ледокол вернулся в Сталинград, где после тщательного осмотра его отправили на ремонт в Красную слободу, где поменяли часть износившейся обшивки. Затем он снова приступил к работе. После вторичного ввода переправы в эксплуатацию с 24 апреля 1943 года и до окончания Великой Отечественной войны «Саратовский ледокол» работал на переправе Латошинка - Паромная.
Фашистам не удалось остановить движение на Волге, как они к этому ни стремились. В дни Сталинградской битвы речники переправили через Волгу на судах около 200 тысяч человек эвакуируемого населения, перевезли свыше 3,8 миллионов тонн нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, хлопка, соли, угля, леса и других грузов.
Газета "Правда" в декабре 1942 г. писала: "Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград. Плечом к плечу с воинами Красной Армии волжские речники вели борьбу с ненавистными немецкими оккупантами. Старые речники смело водили к Сталинграду баржи, лодки, паромы. Старики-бакенщики, которые раньше ограждали огнями мелководье, несли службу наблюдения, предупреждая суда о минах, сброшенных немецкими самолетами. Многие коллективы судов волжского флота, работая на заминированных участках, под обстрелом противника с берега, под постоянными налетами вражеской авиации, доставляли грузы в пункты назначения точно в срок, указанный военным командованием".
После окончания Сталинградской битвы боевые корабли Волжской военной флотилии, в том числе, бронекатера, которыми командовали наши земляки, были переданы в состав Азовской и Днепровской военных флотилий. В составе Волжской военной флотилии были оставлены только 2 дивизиона тральщиков для очистки фарватера Волги от вражеских мин.
Бронекатер БК-73, которым командовал наш земляк, житель села Золотое Саратовской области Иван Запорожец, вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота, участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции. Бронекатер был потоплен 2 ноября 1943 года в результате прямых попаданий авиабомб. Погибли 19 моряков, в том числе, командир катера Иван Запорожец.
В конце 2017 года со дна Волги был поднят бронекатер БК-31, которым командовал еще один наш земляк – Павел Никитин. Вместе с экипажем корабль погиб в октябре 1942 года, попав под мощный артобстрел. После реконструкции боевой корабль установили в современном музейном павильоне на набережной Волгограда. Торжественное открытие мемориального комплекса «Бронекатер БК-31» и знака героям Волжской военной флотилии состоялось в 80-ю годовщину начала Сталинградской битвы.
Модели «Саратовского ледокола», буксирного парохода «Ласточка», бронекатеров БК-61, БК-73, БК-102, БК-31, канонерской лодки «Чапаев» и других героев Сталинградской битвы представлены в экспозиции саратовского музея речного флота, расположенного на территории центра туризма, краеведения и спортивной подготовки г. Саратова.
Частые гостя музея (руководитель – Азовцев А.Н.) – школьники и студенты. Имена саратовских речников - защитников Сталинграда вспоминают и на традиционной «Вахте памяти», которая ежегодно проходит на территории исторического здания Саратовского речного порта в преддверии Дня Победы.
Источники:
1.Ванчинов Д.П. «Саратов — прифронтовой город», Саратов 1985 год.
2. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну, Саратов, 1972
3.Гришанина О.В. Речной флот Саратова в годы Великой Отечественной войны, Саратов, 2017
4 Шинчук Б.Л. Об истории российского флота. ИА «Взгляд-инфо», 03.07.2023 https://www.vzsar.ru/blogs/741
5.Гильдеева А.А., Азовцев А.Н. Нити описка ведут в Сталинград. Сб. Сталинградская битва: история и память. Саратов, 2018
6.Сталинградская битва. Июль 1942 — февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. — 5-е изд., испр. и доп. Волгоград, 2012.
7.Вьюненко М. П., Мордвинов Р. Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. – М.: Воениздат, 1957.
8.Локтионов И. И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1974.