Саратовская военно-авиационная планерная школа

Саратовская военно-авиационная планерная школа

Саратовская военно-авиационная планерная школа (СВАПШ) – специальная авиационная часть, в годы Великой Отечественной войны готовившая пилотов для безмоторных летательных аппаратов (планеров). Особую роль боевые пилоты-планеристы сыграли в «партизанской войне»: на таких аппаратах они доставляли «лесным братьям» продовольствие, боеприпасы, медикаменты и другие ценные грузы.

Планерная школа была создана на базе Саратовской военной авиационной школы пилотов в начале сентября 1941 года. К тому времени в школе пилотов (начальник - майор Яков Васильевич Уткин) уже состоялся первый выпуск летчиков на самолетах Р-5. 

Выпускники Саратовской военно-авиационной школы пилотов.jpg

А осенью того же года было принято решение начать в Саратовской области формирование воздушно-десантных корпусов и подготовку их к боевым действиям с немецко-фашистскими захватчиками. Для обеспечения работы десантных корпусов требовалось создание специальных авиационных частей, необходимо было наладить подготовку пилотов-планеристов для выполнения заданий в тылу противника.

Занятия-в-Саратовской-планерной-школе.-11.1941-г..jpg

Сформированная в Саратовской области планерная школа вошла в состав Воздушно-десантных войск (ВДВ) Красной Армии. Преподавательский состав СВАПШ перешёл на обучение по программе военного времени: сократилось время, отводимое на изучение теоретического курса, курсанты интенсивно осваивали планеры А-2, Г-9 и Ш-10. 

Как утверждал ветеран Саратовского авиапредприятия гражданской авиации Анатолий Иванович Жаворонский в своей книге «В небесах и на земле», в Саратове планерная школа располагалась в двухэтажном здании, ставшем впоследствии основой для здания старого аэропорта. Кроме того, школе планеристов принадлежал деревянный ангар, расположенный неподалеку от основного здания.

Здание планерной школы.jpg

10 октября 1941 года на аэродром Энгельса из Краснодарского объединенного авиационного училища прибыли три группы самолетов: Р-6 и ДБ-3 Полтавских авиационных курсов усовершенствования и группа самолетов ТБ-3 из Харьковского училища.

На базе этих групп было сформировано шесть отдельных авиаэскадрилий, вошедших в состав десантных корпусов ВДВ. В течение ноября – декабря 1941 года эскадрильи занимались выброской парашютистов с учебной целью, переброской с окружных складов вооружения и обмундирования для воинских подразделений.  К концу 1941 года задача подготовки постоянного состава была выполнена, первый выпуск пилотов-планеристов состоялся в феврале 1942 года. Всего за время Великой Отечественной войны в Саратовской военно-авиационной планерной школе было подготовлено более 600 боевых пилотов-планеристов, общий боевой налёт составил более 500 часов, переброшено по воздуху свыше 111 тонн грузов.

Весной 1942-го начальник Саратовской военно-авиационной школы планеристов майор Яков Васильевич Уткин добился отправки на фронт и был направлен штурманом в 27-й истребительный авиационный полк 205-ой истребительной авиационной дивизии. С 7 июня по 8 июля 1943 года он командовал 438-м истребительным авиационным полком. Выполнил более 70 боевых вылетов, был награжден орденом Отечественной войны II степени. Погиб (во многих источниках написано, что пропал без вести или не вернулся после воздушного боя) 8 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге.

Начальник СВАШП Уткин.jpg

Начальником школы был назначен полковник Михаил Семёнович Одинцов. Он принимал активное участие в разработке курса учебно-лётной подготовки планеристов, в выпуске методических бюллетеней по вопросам подготовки и выполнения полётов на планерах, много времени уделял подготовке планеристов, способных в темное время суток совершать полёты в тыл противника и производить посадку на неподготовленные и малые по размеру площадки. 

СВАШП_Одинцов.jpg

25 мая 1942 года Саратовской ВАПШ в торжественной обстановке было вручено Боевое Знамя части.

Боевые планеристы-выпускники саратовской школы участвовали в Сталинградской битве, в рельсовой войне советских партизан, доставляли грузы, вооружение, людей на фронт и в тылы противника. К месту старта планеры буксировались транспортными самолетами или бомбардировщиками. Иногда один самолет тащил за собой целую сцепку из нескольких планеров. Отцепившись, планер мог продолжить управляемый полет на длительные расстояния и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки. Как правило, безмоторный летательный аппарат после выполнения боевой задачи уничтожался. Поэтому изготавливался он из дешевых материалов, ткани и дерева. 

Первую боевую задачу учебный планерный полк, созданный в Саратовской области, выполнял по доставке грузов партизанам Белоруссии на транспортных планерах в ноябре 1942 года. Это были первые боевые полеты на планерах в истории воздушного флота нашей страны. Во время этой операции в тыл противника было доставлено 5,5 тонн боевого груза. История сохранила имена нескольких ее участников. В их числе - старший сержант Иван Васильевич Селезнев (погиб во время авиакатастрофы в 1943 году), Никашев, Чеботарев, Андрейченко (пропал без вести), Григорьев (погиб при выполнении боевого задания).

Значимую роль сыграли выпускники саратовской школы планеристов во время Сталинградской битвы. В 1942 году в районе Сталинграда рано ударили морозы (в самом начале ноября) и поставили под удар всю боевую технику: в таких условиях в степи резко снижалась ее боеготовность. Срочно требовался антифриз в больших количествах (20-30 тонн), а доставить незамерзающую при низких температурах жидкость было крайне сложно.

Все основные запасы антифриза находились под Москвой, и авиаторы решили доставить ценный груз на планерах. Были сформированы два авиапланерных полка, их пилоты прошли дополнительную подготовку для полётов ночью в холодное время года.

Четверо суток, с 12 по 16 ноября, планеристы доставляли антифриз по ночам защитникам Сталинграда. Всего за это время было совершено 60 полетов, доставлено около 50 тонн ценного груза.

После войны Саратовская военно-авиационная планерная школа перебазировалась в город Пугачёв Саратовской области и была переименована в авиационное планерное училище ВДВ. В  1952-м году училище получило наименование 160-го военного училища лётчиков для вертолетов. С 1960 года училище располагается в городе Сызрань Самарской области. В настоящее время Сызранское Высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) - филиал ВУНЦ ВВС "ВВА им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" готовит летчиков для вертолетов военной авиации.

Антонов.jpg

Интересно, что один из самых известных безмоторных летательных аппаратов Великой Отечественной войны - А-7 (Антонов-7) сконструировал знаменитый авиаконструктор Олег Константинович Антонов, чья судьба оказалась связана с Саратовом, куда родители перевезли его в шестилетнем возрасте. Именно в Саратове будущий авиаконструктор сконструировал свой первый планер – ОКА-1. А в 1941 году под его руководством был разработан уникальный транспортно-десантный семиместный планер А-7.

А 7.jpg

Его уникальность состояла в том, что «Антонов-7» мог садиться на небольшие лесные полянки, на вспаханные поля, даже на замерзшие, заснеженные реки. Как правило, посадки проходили ночью при свете костров, в которых обычно после разгрузки недорогой планер и сжигался. Партизаны высоко оценивали помощь пилотов-планеристов в годы Великой Отечественной войны. Медаль «Партизану Великой Отечественной» не случайно украшала грудь Олега Константиновича Антонова.

Источники:

1.Саратовская военная авиационная школа пилотов http://iskateli64.ru/component/easyblog/entry/saratovskaya-voennaya-aviatsionnaya-shkola-pilotov-svashp?Itemid=209

2. Жаворонский А.И. В небесах и на земле. Саратов, 2003

3.Отец транспортной авиации Олег Константинович Антонов https://topwar.ru/42993-otec-transportnoy-aviacii-oleg-konstantinovich-antonov.html

4. История Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) https://svvaul.ru/istoriya

5. Фотографии старого Саратова https://oldsaratov.ru/tags/shkola-planernaya-svapsh#gsc.tab=0