Женские авиационные полки – уникальное явление в истории мировой авиации

Женские авиационные полки – уникальное явление в истории мировой авиации

Среди миллионов вооружённых борцов с немецким фашизмом в годы Великой Отечественной войны было около 800 тысяч женщин. Они сражались наравне с мужчинами во всех родах войск Красной Армии. Тысячи женщин были военными авиаторами: лётчиками, штурманами, бортстрелками, радистами, механиками, прибористами, мотористами, вооруженцами и т.д.

С Саратовской областью связано уникальное явление в истории мировой авиации - создание женских авиационных полков. Уникальное в первую очередь потому, что они состояли в основном из представительниц прекрасного пола, которые по эффективности своей боевой работы ничуть не уступали мужчинам.

Формирование женских авиаполков в начальный период Великой Отечественной войны было вынужденной необходимостью. В первые дни войны внезапным ударом огромной разрушительной силы гитлеровские войска нанесли значительный урон советским ВВС. Только 22 июня 1941 года Красная Армия потеряла 1200 боевых самолётов, а за период с 22 июня по 31 декабря 1941 года суммарные потери составили 17900 боевых самолётов или 59,9 процентов всего состава боевых самолётов её Военно-Воздушных Сил. Значительными были потери кадрового состава авиаторов Красной Армии. К осени 1941 года на Юго-Западном, Западном и Северо-Западном фронтах превосходство авиации противника было более чем четырёхкратным. Гитлеровцы полностью захватили стратегическую инициативу в воздухе.

Инициатором создания женских авиационных частей в Красной Армии были известные всей Советской стране лётчики Герои Советского Союза Гризодубова B.C. и Раскова М.М.

В сентябре 1941 года была создана авиационная группа № 122, командование которой было поручено Герою Советского Союза майору Марине Михайловне Расковой. 

Раскова 2.jpg

Формирование основного состава группы велось из частей ВВС Красной Армии и аэроклубов ОССОВИАХИМа. В срочном порядке, преимущественно на добровольной основе, прибыли лётчики, штурманы, другие авиационные специалисты, уже имевшие опыт работы. Кроме того, совместно с ЦК ВЛКСМ была проведена интенсивная работа по отбору в эту группу девушек-добровольцев из числа студенток вузов и работниц предприятий. Эта работа велась как в Москве, так и в других городах СССР.

Менее чем за 10 дней авиагруппа была сформирована и 17 октября 1941 г. в количестве 137 человек убыла в г. Энгельс Саратовской области, где на базе Энгельсской военно-авиационной школы пилотов была организована подготовка личного состава к ведению боевых действий. Позже сюда приехало более тысячи девушек-лётчиков и других авиационных специалистов.

В ноябре 1941 года было принято решение сформировать, обучить и направить на фронт три женских  авиаполка: легкобомбардировочный на самолётах ПО-2; истребительный авиационный полк на самолётах ЯК-1; бомбардировочный авиационный полк на самолётах   ПЕ-2.

В период пребывания Авиационной группы № 122 в г. Энгельсе была организована первоначальная военная подготовка, в процессе которой девушки постигали разнообразные премудрости армейского быта, учились владению стрелковым и другим личным оружием, разнообразным приёмам самообороны. В процессе боевой учебы, а также изучения личностных качеств лётчиков, штурманов, техников, мотористов и вооруженцев выявлялись их профессиональные и организаторские способности и возможности, что стало основой перераспределения по группам в соответствии со штатными расписаниями. Полкам были присвоены условные наименования: 586-й истребительный авиационный полк на самолетах ЯК-1, 587-й бомбардировочный авиационный полк на самолетах ПЕ-2, 588-й легкобомбардировочный авиационный полк на самолетах ПО-2. Было проведено боевое слаживание женских авиационных полков и осуществлены необходимые мероприятия по подготовке их к убытию на фронт.

Первым убыл на Южный фронт 23 мая 1942 года 588-й полк.

Его боевая история началась 24 мая 1942 года в городе Морозовске Ростовской области и завершилась 9 мая 1945 года в городе Свинемюнде в Германии. За 1082 суток своего боевого пути полк принимал активное участие в оборонительных боях за Донбасс, Кавказ, участвовал в разгроме немецкой группировки армий «А» на Кавказе, в прорыве гитлеровской линии обороны на Тамани, освобождал от гитлеровских оккупантов Тамань и Крым, Белоруссию и Польшу, громил фашистов на их собственной территории, в Германии.

Преодолевая огромные трудности объективного и субъективного характера, полк выполнял самые разнообразные боевые задачи. Преимущественно эти задачи выполнялись в ночное время, поэтому полк имел условное наименование «ночного бомбардировочного авиационного полка». А гитлеровцы прозвали отважных советских летчиц «ночными ведьмами».

За мужество и героизм, проявленные в боях с гитлеровскими оккупантами, 588-й полк был удостоен звания «Гвардейский» и был переименован в 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Ему было присвоено почётное наименование «Таманский», среди наград полка - ордена Красного Знамени и Суворова III степени. 25 женщин этого воинского подразделения удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, в их числе – наша землячка, уроженка Саратова, майор Раиса Ермолаевна Аронова.

46-й гвардейсикий полк.jpgБоевой путь 587-го бомбардировочного авиационного полка начался 1 декабря 1942 года под Сталинградом. За 890 суток боевой деятельности фронтовые трассы полка пролегли от берегов Волги через Северный Кавказ и Кубань, Оршу, Смоленск и Витебск, по Белоруссии и Прибалтике и завершились 9 мая 1945 года в Восточной Пруссии.

Самолет Пе-2, состоявший на вооружении 587-го полка, брал на борт до 1100 кг бомбового груза, имел мощное оборонительное вооружение, высокую скорость полёта. Он относился к числу пикирующих бомбардировщиков и считался самолётом «не для женщин», требовавшим при его пилотировании не только высокого профессионального мастерства и мужества, но и большой физической силы (особенно в момент пикирования на вражеские цели) и огромной воли, силы духа. Беспрецедентным в истории мировой авиации является тот факт, что целый полк советских женщин, освоив этот грозный самолёт, успешно громил на нём гитлеровских оккупантов и качественно выполнял все боевые задачи.

Активно участвуя во всех операциях Красной Армии, 587-й полк наносил удары по мощным, сильно укрепленным и защищенным от нападения с воздуха объектам противника, а также по скоплениям вражеской боевой техники и живой силы, по гитлеровским аэродромам, железнодорожным узлам и станциям, мостам и переправам через реки и другим целям.

За период непосредственного участия в Великой Отечественной войне летчики этого полка совершили 1134 боевых самолёто-вылета, сбросили на гитлеровцев 980 тонн бомб. Героические подвиги лётчиков полка получили высокую оценку Верховного Главнокомандующего и Советского правительства. После гибели его первого командира, Героя Советского Союза Расковой М.М., было доверено носить имя этой прославленной героини. 3 сентября 1943 года полку было присвоено звание «Гвардейский», и он был переименован в 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк. За освобождение белорусского города Борисова полк получил собственное наименование «Борисовский», за эффективные боевые действия, мужество и героизм личного состава был награжден орденами Суворова III степени и Кутузова III степени. Пять лётчиков и штурманов полка были удостоены звания Героя Советского Союза, фактически весь личный состав полка был награжден орденами и медалями Советского Союза.

Боевой путь 586-го истребительного авиационного полка (первый командир - майор Казаринова Т.А.), протяжённостью в 1111 суток, начался 24 апреля 1942 года с обороны от воздушного нападения на Саратов, бомбардировку моста через Волгу и транспортных путей, примыкавших к нашему городу. Во время интенсивных бомбежек Саратова осенью 1942 года исключительную отвагу проявила летчица этого полка Валерия Хомякова: в ночь на 24 сентября она сбила гитлеровский самолет Ю-88, который вел немецкий офицер, руководивший авианалетами на Саратов. Случай без всякого преувеличения уникальный: впервые за всю историю мировой авиации девушка-истребитель сбила в ночном бою вражеский бомбардировщик.

Памятник Валерии Хомяковой.jpgВоздушные трассы полка пролегли от Саратова к Воронежу, затем по Курской земле к берегам Днепра и столице Украины г. Киеву, а от Киева через Житомир, города Молдавии в Венгрию и завершился в Будапеште.

Основными боевыми задачами лётных экипажей полка были патрулирование в охраняемой зоне воздушного пространства, перехват самолётов противника, проникших в охраняемую зону, прикрытие с воздуха передвижений войск Красной Армии по железным и шоссейным дорогам, сопровождение особо важных транспортных и пассажирских самолётов или литерных железнодорожных составов. Кроме того, в обязанности летчиков входила свободная охота на границах охраняемой зоны воздушного пространства и за ближними её пределами, а также сопровождение «своих» бомбардировщиков и штурмовка наземных целей противника. Выполняя эти задачи, полк совершил 2699 боевых самолёто-вылетов, его лётные экипажи провели 125 воздушных боев и сбили 38 вражеских самолётов, а также уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники противника на земле.

Главным итогом боевой деятельности полка был тот факт, что ни один из охраняемых полком объектов не пострадал от воздушного нападения противника. Лучшие лётчики полка отдали свои жизни в боях с гитлеровскими агрессорами.

Подвиги женщин 586-го полка были высоко оценены советским политическим и военным руководством. 5 мая 1990 года старшему лейтенанту Литвяк Л.В. было присвоено звание Героя Советского Союза, а 1 октября 1993 года старшему лейтенанту Будановой Е. В. - звание Героя России, обеим посмертно.

Источники:

1.Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Материалы XI краеведческих чтений, Саратов, 2005

2.Сборник «Живые о живых и павших», Саратов, 2000

3. Вардугин В.И. Саратов - город прифронтовой, Саратов, 2001

4. Данилов В.Н. Противовоздушная оборона Саратовского Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Журнал «История международных отношений», издание СГУ, 2018, т.18, выпуск 3.