Защитники саратовского неба (обзор)

Защитники саратовского неба (обзор) Саратов и область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имели важное экономическое, политическое и военное значение для страны как один из центров эвакуации промышленных предприятий оборонного значения, административных и научных учреждений. В условиях разрыва центра с Кавказом, река Волга являлась важнейшей водной магистралью для связи северных промышленных районов Верхнего Поволжья с центром нефтеперерабатывающей промышленности – Восточным Кавказом, а также с нефтяными и промышленными районами Урала. 

В то же время город Саратов являлся узлом железных дорог, соединяющим Среднее Поволжье с нижним Поволжьем. В условиях приближающегося фронта железная дорога Саратов-Уральск приобрела исключительное значение как магистраль, связывающая юго-западный фронт с оборонной промышленностью Урала: все грузопотоки оборонного значения проходили по этой дороге через наш город, с последующим их распределением от станции Ртищево на Балашов и Мичуринск. 

Необходимость защиты региона от ударов фашистской авиации потребовала оперативной организации устойчивой противовоздушной обороны. В период с 22 июня до конца декабря 1941 года были созданы и приведены в боевую готовность все элементы противовоздушной обороны.

23 июня 1941 года бюро Саратовского горкома партии обсуждало подготовку города к противовоздушной обороне. А уже 24 июня создаются штабы ПВО в крупных городах  -  Саратове, Энгельсе, Вольске, Марксе, Балашове, 30 июня – во всех районах области.

14 ноября 1941 года городской комитет обороны в связи с опасностью  воздушных налетов ввел режим угрожающего положения в Саратове, Энгельсе и прилегающих к ним районах. 

В документах ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области» сохранилось Постановление №11, где были даны указания в связи с введением угрожающего положения. Пункт №4 этого документа предписывал руководителям предприятий, учреждений, домоуправлений г. Саратова «полностью затемнить жилые здания, учреждения, торговые предприятия, учебные заведения, фабрики и заводы. Начальникам МПВО разработать мероприятия по усилению светомаскировки транспорта». За нарушения правил светомаскировки руководителям грозила судебная ответственность по законам военного времени.  

В ноябре-декабре 1941 года, в соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны от 9 ноября 1941 года о реорганизации войск ПВО был сформирован Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО (Сар-Балдив). В него вошли четыре отдельных зенитных батальона (89, 243, 374, 501-й), один дивизион из состава 736-го зенитного артиллерийского полка, три отдельных батальона (17,19,100-й) службы воздушного наблюдения, оповещения и связи. Командовал этим дивизионным районом полковник М. Котиков. С декабря 1941 года в оперативное подчинение Сар-Балдива поступила 144-я истребительная авиадивизия ПВО.

Первые разведывательные полеты самолетов противника над территорией края отмечены в феврале 1942 года.  Первоначально они совершались в дневное время. 20 апреля была зафиксирована первая попытка ночной разведки Саратова.

Наиболее массированным бомбовым ударам Саратов подвергся в сентябре 1942-го и в июне 1943-го годов.

Первые налеты на Саратов противник совершил в ночь с 25 на 26 июня 1942 года по заводу ГПЗ. В первом налете участвовало 6, во втором - 10 самолетов. Они совершали так называемые "звездные налеты", то есть с пяти сторон одновременно.  В течение июля-августа Саратов неоднократно подвергался бомбардировкам. 9 сентября 1942 года в области было введено военное положение, а через три дня Саратовская область стала прифронтовой и вошла в состав оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного, Воронежского) фронта. Обстановка требовала немедленного укрепления противовоздушной обороны Саратовского Поволжья. 

Были укреплены кадры. Командиром 144-й авиационной дивизии был назначен Герой Советского Союза, подполковник М.П. Нога. Командование дивизионным районом принял полковник М.В.Антоненко – опытный зенитчик, участник боев в Испании. Полк, которым он ранее командовал, в боях за Сталинград сбил 44 самолета, уничтожил 12 вражеских танков.

С прорывом к Сталинграду вражеская авиация еще больше активизировалась. В сентябре 1942 года было совершено шесть крупных налетов на наш город. Интенсивным бомбардировкам подверглись крекинг-завод имени Кирова и железнодорожный мост. 

Крекинг-завод.jpg
Летчики и зенитчики, бойцы формирований местной ПВО, рабочие и служащие предприятий демонстрировали образцы безграничного мужества, стойкости, беззаветного служения Родине. В сентябрьские дни 1942-го года особенно отличилась летчик-истребитель 586-го истребительного авиационного полка Валерия Хомякова: в ночь на 24 сентября она сбила немецкий самолет Ю-88. Это требовало особого мужества, поскольку опыта ночного боя наши истребители еще не имели. За свой подвиг Валерия была награждена высокой наградой – орденом Красного Знамени. 
Хомякова.png
Осенью 1942 года в небе над Саратовом было совершено несколько воздушных таранов: 11 сентября старший сержант Дмитрий Гудков протаранил немецкий самолет Ю-88, а 4 октября таким же образом сержант Николай Шутов повредил еще одного «юнкерса». Оба летчика были награждены орденами: Шутов – орденом Ленина, Гудков – Красной Звезды.

Очень неспокойным для противовоздушной обороны Саратова было и лето 1943 года. В июне, при подготовке операции «Цитадель», враг попытался лишить советские войска, сосредоточенные в районе Курской дуги, возможности получать горючее, боеприпасы от промышленных волжских городов – Саратова, Горького, Ярославля. С 12 по 27 июня 1943 года вражеская авиация произвела 9 ночных налетов на Саратов, в которых участвовало 423 бомбардировщика. Бомбежке подверглись крекинг-завод, нефтяные базы Увек и Улеши, авиационный завод. 

Защитники саратовского неба мужественно отражали удары: только четвертая часть самолетов, участвовавших в налетах на Саратов, прорвалась к городу. Остальные были вынуждены сбросить бомбы вне объектов. Особенно храбро сражался личный состав, в основном девушки, 1078-го и 720-го зенитных полков (командиры  - подполковники С.Аваукмов и М.Кандин), 89-го, 343-го, 501-го отдельных зенитных дивизионов (командиры капитан В. Малышев, майор П. Петруша, капитан Я. Расторгуев). 

Мужество и отвагу проявили воины зенитных батарей, которым командовали лейтенант М.Бигаев и старший лейтенант Н.Худяков. О героических защитниках неба над Саратовом писала газета «Коммунист» 27 июня 1943 года. Рядовой боец расчета А. Чернышева во время боя взяла командование расчетом на себя и добилась высокой плотности огня. Геройски сражались и погибли в июньских боях артиллеристы  Б.Альжанов, Н.Бондарь, М.Ерофеев, Н.Сметанин, прожектористы О.Кумылганова, П.Горячкин, Г.Лукин, А.Соколова, А. Копяко. 
мемориальная доска.jpg
На защите железнодорожного узла Балашова умело действовали воины 296-го отдельного зенитного артиллерийского батальона. При отражении налета смертью героев пали командир орудия сержант Н.Бычков, заряжающая Т.Кузьменко, установщик курса А.Одинцов и другие защитники саратовского неба. Последний вражеский самолет, прорвавшийся к городу 27 июня 1943 года, сбил майор В. Шапочка. За этот подвиг он был награжден орденом Красной Звезды.   

Исключительную отвагу и героизм проявляли бойцы и командиры формирований и штабов местной ПВО в очагах поражения: на крекинг-заводе имени Кирова, нефтебазе Улеши, авиационном заводе. После отражения авиаударов все силы были брошены на восстановительные  работы на предприятиях, пострадавших от налетов вражеской авиации,  в первую очередь крекинг-завода и авиационного завода. Выпуск продукции на этих предприятиях частично возобновился с первых дней восстановительных работ. 

Таким образом, противовоздушная оборона Саратовского Поволжья, особенно в грозные дни Сталинградской битвы и накануне наступления немецко-фашистских войск на Курской дуге, явилась мощной преградой на пути осуществления планов немецкого фашизма, сыграла важнейшую роль в защите населения и военно-промышленных объектов от налетов вражеской авиации. В течение войны более миллиона саратовцев получили необходимые знания, научились самостоятельным и коллективным действиям при воздушных нападениях врага, широко вовлекались в группы самозащиты и формирования местной ПВО. Защитники саратовского неба набирались опыта и военного мастерства: в 1942 году было уничтожено 4 вражеских самолета, в 1943-м в четыре раза больше.

В связи с реорганизацией, проводимой в войсках ПВО страны, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО в апреле 1944 года был преобразован в 5-й корпус ПВО. Вскоре управление корпусом и его части были переброшены на запад, где усилили противовоздушную оборону группировок сухопутных войск и прикрыли некоторые важные экономические районы в Польше, Венгрии и Румынии. 5-й корпус ПВО завершил свой боевой путь в Берлине. 

Источники: 
1.Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Материалы XI краеведческих чтений, Саратов, 2005
2.Сборник «Живые о живых и павших», Саратов, 2000
3. Вардугин В.И. Саратов - город прифронтовой, Саратов, 2001
4. Газета «Коммунист» от 27 июня 1042 года
5. Архивные документы ОГУ «Государственный архив новейшей истории Саратовской области».