Саратовцы – фронту: именные самолеты

Саратовцы – фронту: именные самолеты

Трудящиеся нашей области, ковавшие Победу в тылу, проявляли повседневную заботу о бойцах Красной Армии, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Яркой страницей патриотического движения саратовцев стал сбор средств на приобретение самолетов для фронта.

Пионером в этом деле стал коллектив сельскохозяйственной артели Ворошиловского района (ныне село Усть-Курдюм, входит в городской округ Саратов) «Сигнал революции». 1 ноября 1942 года председатель артели П.Д. Лиханин на общем собрании внес предложение провести сбор средств на покупку самолета в подарок Сталинградскому фронту. Предложение было единодушно одобрено, за один вечер собрали около 170 тысяч рублей.

Приобретенный колхозниками «Сигнал революции» самолет был торжественно вручен Герою Советского Союза майору В.И. Шишкину в Саратове.

Вот как описывал это событие летчик:

«Выбрав самолет Як-1 № 34104 (облегченный с одной пушкой), я его опробовал в воздухе и сделал несколько замечаний по матчасти. Заводская бригада стала устранять дефекты и производить покраску самолета. Самолет был выкрашен в серебряный цвет, в носовой части была нарисована стрела и на борту надпись «Сталинградскому соколу - майору В.И. Шишкину от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района». 

Шишкин среди колхозников Сигнала революции.jpg

Первый именной саратовский самолет прошел славный боевой путь:

«Со второй половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях три самолета противника и уничтожил на земле 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров.

В мае 1943 года я на самолёте ворошиловцев вместе с полком был направлен на Орловско-Курское направление, где с 25 мая по 10 июля произвёл 15 боевых вылетов. Мне запомнилось, как легко было драться на вертикалях с "ФВ-190" - дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте. Самолёт за свою боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снаряда. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, после чего проходил бреющим полётом, показывая надпись на самолёте своим войскам. Самолёт хорошо знали на фронте, лётчики считали честью участвовать с ним в одном задании», - вспоминал майор Шишкин.

Это был первый именной саратовский самолет и одна из первых в стране крылатых машин, приобретенных на личные сбережения колхозников.

Почин коллектива «Сигнал революции» подхватили: только за три дня саратовские колхозники собрали средства на десятки самолетов для Сталинградского фронта.

Как рассказывал на Х Пленуме саратовского обкома ВКП(б) в марте 1943 года первый секретарь обкома П.Т. Комаров, «делегации колхозников почти со всей Саратовской области ехали в Саратов заказать самолеты и передать их бойцам Красной Армии. На заводском аэродроме было, как на ярмарке, колхозники ходили десятками, выбирали самолеты, с ними были летчики. Старики говорят, что никогда еще не было такого народного движения, как это».

Самолеты приобретались районами, группами колхозов, отдельными колхозами. Сумма сданных за самолет денег колебалась от 100 до 300 тысяч рублей.

Поскольку счет выкупленным самолетам шел уже на десятки, и на каждом нужно было нанести надпись, на Саратовском авиационном заводе изготовили трафарет «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников … района Сар. области». Этим объясняется схожесть написания части надписей на самолетах: «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников колхоза «Большевик» Хвалынского района Сар. области, «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников колхоза «им Ворошилова» Балаковского района Сар. области», «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников Жерновского района Сар. области», «Защитникам Сталинградского фронта от колхозников Красноярского района Сар. области».

Воевали на фронтах Великой Отечественной именные самолеты саратовских дарителей и с другими надписями:

«Дмитриевка своим сыновьям», «Имени XVIII-го партсъезда», «Имени Чапаева», «Колхозный труд», «Новый мир», «От колхоза им. Калинина Воскресенского района Сар. области», «От колхоза им. Чапаева», «Партизан», «Рекорд», «Чапаевец».

Волгарь.jpg

Вслед за колхозниками в патриотическое движение включились представители рабочего класса и интеллигенции. Целевой сбор шел как на покупку отдельных самолетов, так и эскадрилий. На фронтах Великой Отечественной войны громили фашистов саратовские именные самолеты «За советскую науку», «За счастливое детство», «За счастливую смену», «Научные работники Саратова – Сталинградскому фронту» «Работники искусств Саратовской области».

«Свои» самолеты подарили фронту представители практически всех профессий: «Работники питания – Сталинградскому фронту», «Саратовский колхозник», «Саратовский кооператор», «Саратовский медик», «Саратовский пожарник», «Саратовский мукомол», «Советский учитель», «Судебный работник», «Саратовский железнодорожник», «Строитель».

Средства на постройку самолетов активно собирали в районах области: «Аткарский железнодорожник», «Аткарский колхозник», «Балашовский колхозник Саратовской области», «Балашовский комсомолец», «Вольский гортеатр», «Вольский комсомолец», «Вольский пионер», «Вольский цементник», «Дергачевский колхозник», «Духовницкий колхозник», «Ершовский колхозник», «Жерновский колхозник», «Краснокутский колхозник», «Краснокутский комсомолец», «Краснопартизанский комсомолец», «Куриловский учитель», «Лысогорский колхозник», «От трудящихся г. Вольска», «Пугачевский учитель», «Хвалынец», «Хвалынский медик», «Энгельсский комсомолец».

Именной самолет от колхозника Фролова.jpg

Известны самолеты районов города Саратов: «Кировец», «Советскому соколу Телешевскому Михаилу от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова».

Десятки самолетов были приобретены осоавиахимовцами: «Вольский осоавиахимовец», «Жерновский осоавиахимовец», «Сталинским соколам, от членов осоавиахима Ровенского района Саратовской область», «Приволжский осоавиахимовец», «Саратовский осоавиахимовец», «Лучшему летчику 1-го Украинского фронта от членов Осоавиахима завода «Молот» Сар. области».

В фонд Красной Армии поступали самолеты и от некоторых саратовских организаций:

«Железнодорожный строитель», «Красный химик (от работников фосфоритных рудников)», «Медработник РУжд», «От работников Ворошиловского райпотребсоюза», «Коллектив работников Саратовского драмтеатра «имени Карла Маркса», «Александр Невский (от саратовской церкви», «Строитель Рязано-Уральской дороги», «Работник саргорпромторга», «Работники саратовского цирка – фронту», «Рабочий союзгортранс», «Управленец РУжд».

Были и такие самолеты, которые приобретались на Саратовском авиационном заводе не саратовцами, но гражданами, эвакуированными из других мест в Саратовскую область: «Качинец», «Ленинградский университет», «Червоная заря».

Были самолеты с именами летчиков, которым крылатая машина преподносилась в дар: «Подарок от комсомольцев и молодежи завода в честь XXV годовщины ВЛКСМ Герою Советского Союза капитану Олейник Г.Н.», «Советскому соколу Телешевскому Михаилу от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова».

Особого разговора заслуживают самолеты, подаренные фронту персонально жителями Саратовской области. Список дарителей насчитывает около 70 человек, некоторые из них сдали средства на 2-3 самолета. Этот список может быть расширен до 100 человек с учетом даривших самолеты группами по два, три и более человек.

Первым в категории персональных дарителей стал колхозник из Ново-Покровского (ныне Калининского района) Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый (https://книгапамяти64.рф/history/patrioticheskoe-dvizhenie-saratovtsev/ferapont-golovatyy-odin-iz-initsiatorov-vsenarodnogo-patrioticheskogo-dvizheniya/). Его примеру последовали десятки саратовских колхозников. Достойный вклад в Победу внесли именные самолеты Ф.3. Бунина, Е.В. Желтовой, С.Г Решетова, М.А. Савельевой, А.С. Селивановой, И.Д. Фролова и других жителей села.

Имя А.С. Селивановой наносилось на три самолёта, Ф.П. Головатого - на два. 

3-й самолет Селивановой.jpg

Есть среди патриотов и имя академика В.Н. Образцова - депутата Верховного Совета СССР от ртищевцев, организатора железнодорожного дела в стране. На Сталинскую премию он приобрел самолёт Як-1 и попросил нанести на его борт надпись "Ртищевский железнодорожник".

В сборе средств на крылатые машины участвовали даже школьники. Деньги вносили школами и классами, а также индивидуально. Например, школьники колхоза имени «18 Партсъезда» собрали 18 тысяч рублей. Учителя с учениками школ Балашовского района в январе 1943 года собрали 124 тысячи рублей.

14-летний школьник колхоза имени Сталина Черкасского района Саратовской области Женя Лаптев внес 29 тысяч 650 рублей, заработанных на колхозной пасеке.

В своем письме Сталину он написал: «Прочитав Ваше приветствие колхозникам нашей области, а также получив письмо с фронта от папы о том, что он награжден медалью «За боевые заслуги», я, Женя Лаптев, вношу в фонд обороны из своих сбережений 25 тысяч рублей. Прошу передать эти средства на строительство самолетов в подарок Сталинградскому фронту».

Большая часть именных самолетов была построена на Саратовском авиационном заводе (в то время завод № 292 НКАП) - это прославленные истребители Як-1 и Як-3. Но среди именных самолётов были и бомбардировщики Пе-2, например, самолёт В.И. Лозгачева из Куриловского района, передавшего самолет экипажу, в составе которого воевал его сын Пётр. Студенты и преподаватели Саратовского СХИ собрали деньги на строительство По-2. По желанию дарителей крылатая машина была передана нашей землячке И.В. Дрягиной, воевавшей в составе 588-го легкого бомбардировочного полка – одного из трех женских полков, сформированных в Саратовской области под руководством Героя Советского Союза Марины Расковой.

Огромная часть средств, по различным оценкам около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. А общее количество подаренных фронту истребителей и бомбардировщиков (включая саратовские) оценивается в 2,5 тысячи.

Источники:

1.Вардугин В.И. Саратов – город прифронтовой, Саратов, 2001

2. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Саратов, 1976

3. Фролов Д.Ф. Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну, Саратов, 1972

4. Воронова Т.А. Шефская помощь фронту. Сборник «Живые о живых и павших», Саратов, 2000

5. Саратовский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Материалы XI краеведческих чтений, Саратов, 2005